ЖКХ — что такое Жилищно-коммунальное хозяйство. Качество и стоимость услуг ЖКХ

Планирование

Оно выступает в качестве одного из ключевых этапов определения экономически обоснованных цен. Планирование расходов необходимо и для естественных монополистов, и для тех организаций, которые получают возможность заключить договора на обслуживание по конкурсу. В последнем случае себестоимость включается в тариф, который является стартовым при проведении мероприятия. Плановые расходы по каждой статье устанавливаются в соответствии с:

  1. Анализом фактических издержек и их динамики в предстоящем периоде.
  2. Использованием региональных и отраслевых норм на виды затрат.

В процессе планирования должны учитываться следующие группы факторов:

  1. Понижающие размер себестоимости: использование антизатратного механизма, мероприятия по ресурсосбережению и так далее.
  2. Увеличивающие себестоимость: индексы цен, определяющие степень инфляции, внедрение технологических операций, улучшающих качество обслуживания.

Плановая себестоимость для единицы услуги устанавливается путем деления общей величины предполагаемых расходов на ожидаемый объем услуг в натуральной форме. Убыток/прибыль от реализации определяют в виде разницы между выручкой в действующих ценах без НДС и затратами в соответствии с законодательством (нормативами).

6 ключевых поправок, которые вступили в силу в 2018 году.

Самые большие изменения претерпели правила  технической эксплуатации жилья, порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги и порядок проведения общих собраний собственников. 

1.Прямые договоры.

Самое громкое изменение, которое обсуждают до сих пор. Право жильцов платить напрямую поставщикам ресурса закреплено в  новой статье 157.2 ЖК РФ pf 2018 год «Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами» ЖК РФ.

Жители сами могут решить переходить на прямые договоры с РСО или же передавать средства своей управляющей компании, как прежде.

Чтобы перейти на прямые договоры жильцам необходимо провести общее собрание и принять решение о новом способе расчетов договор с УК, ТСЖ или другой управляющей организацией. В течении месяца РСО обязана рассмотреть  обращение жильцов и заключить договор с ними.

Пункт 2 новой статьи 157.2 ЖК РФ предусматривает, что РСО может в одностороннем порядке  заключить договор с жителями дома, если УК в течение двух месяцев не передает средства собственников. Документ должен быть подписан всеми жильцами одновременно.

Статьи 161 ЖК РФ тоже изменилась. Она гласит, что поддержание исправного состояния инженерных сетей дома остается обязанностью УК. То есть за качество предоставляемой коммунальной услуги внутри дома все равно отвечает управляющая организация.

2. Собрание собственников

И это статья 44 ЖК РФ, которая дополнена новым пунктом 4.4. В  ней сказано, что собственники от своего имени и на основании протокола общего собрания могут заключить договоры на:

  • электроснабжение;
  • вывоз мусора;
  • водоснабжение (холодное и горячее);
  • газоснабжения;
  • водоотведение;
  • отопление.

3.Плата за ЖКУ

Появились новые полномочия местных властей в деле установления ЖКУ. Теперь, согласно пункту 16 статьи 12 ЖК РФ за 2018 год, органы государственной власти в регионах могут:

1.устанавливать размер платы за содержание жилого помещения и комуслуги, а также порядок внесения этой платы и систему расчета для нее.

2.установить верхний порог повышения тарифов ЖКХ в том случае, если они превышают «потолок», установленный правительством;

3.контроль соблюдения этих верхний пределов управляющими компаниями .

В статье 155 ЖК РФ «Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги» пункты 6.3 и 7.1 утратили силу

4.Работа аварийных служб

Ряд важных изменений внесло правительство РФ. Главное касается аварийных служб. Во-первых, срок реагирования диспетчера на звонок жителя — 5 минут. Любая авария должна быть локализована в течение 30 минут с момента регистрации заявки. Устранить ее рабочие должны  за три дня.  После звонка жителя, диспетчер должен сообщить ему о том, когда его заявка будет исполнена.

Любой сотрудник должен иметь при себе удостоверение и бейдж управляющей организации. Кроме этого, УК должна вести постоянный контроль качества исполненных заявок с помощью фотооборудования и привлечения контролеров.

5.Реестр жильцов

Управляющие организации обязаны вести реестр жильцов, в котором были бы указаны их имя, фамилия и отчество. По первом у требованию председателя домового комитета или совета собственников дома сотрудники УК должны предоставить его жильцам. вся информация в реестре считается открытой и общедоступной. Поэтому УК не нужно согласие жильцов для составления такого списка.

6. Штраф за неправильно начисленные квитанции

УК, которая некорректно произвела расчет сумм в платежке, будет  наказана рублем. жителю вернут 50% от той суммы, что начислена сверх необходимого. Эти деньги собственник на руки не получит, ему проведут перерасчет в следующем месяце.

Жилищно-коммунальное хозяйство города Москвы

Несмотря на то что столичный регион считается самым благополучным в стране, и здесь есть свои актуальные проблемы. Ключевые вопросы касаются финансирования ЖКХ. Что такое нехватка денег для отрасли? Это в первую очередь недостаток в эксплуатационной технике, спецодежде для работников, низкие зарплаты. За небольшую оплату труда никто не хочет работать. Соответственно, в отрасли заняты преимущественно неквалифицированные сотрудники. Как отмечают чиновники, постоянный дефицит на данный момент порядка 700 млн руб. Средствами, которые граждане перечисляют в виде квартплаты, можно покрыть только стоимость услуг ЖКХ. При этом в данную сумму не включаются расходы на содержание и обслуживание инженерно-коммуникационных сетей. Именно поэтому отрасль работает только в аварийном режиме. Денег на профилактические мероприятия просто нет.

Дополнительные задачи

Для повышения эффективности организации сектора в ЖК предусматривается, что управление многоквартирного дома призвано обеспечивать безопасные и благоприятные условия для граждан, надлежащее содержание общего имущества, решение вопросов, связанных с его использованием, а также качественное обслуживание организациями ЖКХ. По адресу нахождения собственники должны выбрать один из способов управления:

  1. Непосредственно самими владельцами квартир.
  2. ТСЖ, специализированным потребкооперативом.
  3. Управляющей организацией.

Соответствующее решение принимается на общем собрании.

Комментарий к Статье 4 ЖК РФ

1. Статья 4 Кодекса впервые устанавливает конкретный перечень жилищных отношений и определяет субъектный состав их участников (о содержании понятия «жилищные отношения» см. статью 1 ЖК РФ и комментарий к ней). До принятия Кодекса в юридической литературе вопрос о содержании понятия «жилищные отношения» не имел однозначного решения, поскольку нормативное определение данного понятия отсутствовало. Однако в среде ученых-юристов стало преобладать мнение, что жилищные отношения — это общее, родовое понятие, которым охватываются различные виды отношений, возникающих по поводу жилища . Так, по мнению известного цивилиста Ю.К. Толстого, действие жилищного законодательства распространяется на разнородные общественные отношения, к которым применяются различные методы правового регулирования, хотя указанные отношения и подпадают под собирательное понятие «жилищные отношения»… Их регулирование происходит путем применения различных по своей отраслевой принадлежности правовых норм .
——————————— См.: Седугин П.И. Жилищное право: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма-Инфра-М, 2001. С. 2.

См.: Толстой Ю.К. Жилищное право. М., 1996. С. 25 и сл.

Многие жилищные отношения регулируются гражданским правом. В то же время ряд жилищных отношений регламентирован административно-правовыми нормами, некоторые — производны от норм трудового и других отраслей права (см. также ст. 5 ЖК и комментарий к ней).

2 — 3. В ч. 2 ст. 4 Кодекса установлен перечень субъектов (участников) отношений, регулируемых жилищным законодательством.

Используемые в Кодексе термины «граждане» и «юридические лица» обозначают соответственно российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, а также как российских, так и иностранных юридических лиц. Иными словами, для россиян и иностранцев в сфере жилищных отношений установлен одинаковый правовой режим, однако из него допускаются изъятия в случаях, предусмотренных как самим Кодексом, так и иными федеральными законами. Например, по общему правилу, нанимателями по договору социального найма жилого помещения могут быть только граждане Российской Федерации (ст. 49 Кодекса). Иностранным гражданам, как правило, не предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст. 159 Кодекса). При этом целесообразно иметь в виду, что Положение о предоставлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации было утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.03.2003 N 167 .
——————————— СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1240; 2007. N 5. Ст. 667.

Кроме того, пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» рекомендует судам при разрешении жилищных споров с участием иностранных граждан, лиц без гражданства учитывать, что каких-либо ограничений жилищных прав лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, ст. ст. 31, , Кодекса, определяющие соответственно права и обязанности членов семьи собственника жилого помещения, нанимателя жилого помещения по договору социального найма и нанимателя специализированного жилого помещения, не содержат.

Следует обратить внимание на то, что перечень участников жилищных отношений сформулирован как исчерпывающий, поэтому субъекты, не указанные в нем, не могут непосредственно участвовать в жилищных отношениях. Это относится, например, к крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые не являются лицами (физическими и юридическими)

От имени крестьянского хозяйства в жилищные отношения может вступать его глава как физическое лицо, а остальные граждане — члены хозяйства участвуют в жилищных отношениях от своего имени.
——————————— См. подробнее: Комментарий к Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2004.

Задачи тарифного регулирования

Эффективный анализ процедур нормирования и ценообразования должен основываться на соотношении сформировавшегося уровня затрат производителей и объема потребления конкретного ресурса. Существующие проблемы обусловлены несовершенством действующей нормативной базы. При этом пробелы присутствуют на федеральном, региональном и местном уровнях. Схема тарифного регулирования призвана обеспечивать реализацию инвестиционной и производственной программ, утверждаемых на предстоящий период. В ее функции входит:

  1. Стимулирование предприятий ЖКХ к уменьшению затрат при одновременном повышении качества услуг.
  2. Создание условий для привлечения инвестиций.
  3. Обеспечение формирования необходимого количества финансовых ресурсов.
  4. Учет создания конкурентных отношений в некоторых подотраслях ЖКХ.
  5. Формирование механизмов уменьшения политизированности процессов ценообразования.

Последние изменения, внесенные в ФЗ 188

188 ФЗ Жилищный Кодекс Российской Федерации был принят Госдумой 22 декабря 2004 года, и одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года.

Жилищный кодекс в последней редакции стал доступен 1 июля 2017 года. Изменения коснулись части 1 статьи 174, в которой сказано, что средства фонда капитального ремонта могут пойти на покрытие расходов по ремонту, на погашение кредитов и займов для реализации капремонта. Непосредственные изменения коснулись фразы «работ, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации». В новой редакции фраза звучит «работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации».

Статья 34 ФЗ 188

Раскрывает суть и порядок пользования жилым помещением на основании договора пожизненного содержания с иждивением. Гражданин, который проживает на таких условиях, пользуется теми правами, которые описаны в статье 33 жилищного кодекса (если иные в договоре не предусмотрены).

Согласно постановлениям статьи 33 кодекса о жилье, гражданин, проживающий в помещении на особых условиях или по договору пожизненного содержания, пользуется всеми правами и благами, как и собственник помещения. Ответственность о жилье в таком случае, лежит на обеих сторонах договора.

ФЗ 188 ст 46

Эта статья жилищного кодекса описывает правила принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Статья 46 федерального закона 188 (ЖК РФ) состоит из 7 частей, ниже комментарии к каждой из частей:

  • Решение общего собрания в многоквартирном доме принимается большинством голосов от общего числа участников. Принятое решение, по закону, должно быть оформлено протоколом. Как решение, так и протокол, являются официальными документами со всеми исходящими последствиями в случае несоблюдения постановлений. Лицо, которое было инициатором собрания, должно предоставить копию решения в управляющую организацию. Срок – не позднее десяти дней после проведения мероприятия. После получения документов, управляющая компания направляет копии в государственный жилищный надзор, где они хранятся 3 года.
  • Присутствующие не имеют права, согласно части 2 статьи 46 жилищного кодекса, принимать решения, которые не указаны в повестке дня. Также не обладают правом изменять вопросы, которые необходимо решить, и которые уже были указаны в повестке дня.
  • Решения, которые были приняты на общем собрании, обязательно должны быть донесены до сведения всех жильцов. Ответственный за это – инициатор собрания. По закону и положениям 46 статьи, выделяется 10 дней на это.
  • Документы, в частности, решения и протоколы, хранятся в том месте и по тому адресу, которое было принято совместно на этом собрании.
  • Принятое решение и обязанность его выполнения касается всех жильцов, даже тех, кто не принимал непосредственного участия в процессе принятия решения.
  • Если принятым решением собрания были нарушены права и законные интересы определенного гражданина по федеральному закону 188, который принимал участие, но голосовал против, или который не принимал участие, то он вправе обжаловать постановление в суде. Заявление подается в суд в течение 6 месяцев.
  • Когда в многоквартирном доме все помещения принадлежат одному собственнику, он единолично принимает решения и оформляет их письменно.

Основы ЖК

Согласно ЖК все россияне имеют равные права на пользование, владение, распоряжение различными жилыми помещениями. Также этот документ гарантирует безопасность каждого жилья в стране, его обязательную неприкосновенность, недопустимость необоснованного лишения любого человека жилья.

Вместе с правами жильцов, оговариваются их обязанности, главными из которых являются необходимость в бережном отношении к любому жилому помещению, использование его только по назначению. Должны соблюдаться все предусмотренные правила пользования жильем, инженерными коммуникациями и тд. В том числе это касается экономного пользования газом, водой, электроэнергией, теплом.

Знание основ ЖК дает возможность реализовать человеку свое законное право на положенное жилье в полном соответствии с Конституцией, а в дальнейшем сохранить его для родных, близких. Каждые человек многократно сталкивается с сторонами жизни, которые регулирует ЖК — без их знаний не получится арендовать жилье, купить, продать его, наследовать, дарить, менять.

Базируется на том, что различные органы власти должны обеспечивать условия для осуществления каждым человеком своего права на жилье и его полную безопасность. Закон утверждает полное равенство участников регулируемых ним отношений, декларирует свободу выбора жилья в качестве:

  • нанимателя;
  • собственника.

Последствия

Органы территориальной власти далеко не всегда способны выполнять взятые на себя обязательства. Это привело к повсеместному распространению административного принуждения исполнителей и подрядчиков в нарушение действующего законодательства. Существенно снизился контроль производства и предоставления гражданам качественных услуг, обоснованностью устанавливаемых тарифов. Недостаточное финансирование объясняет отсутствие интереса в формировании ТСЖ. Неспособность выполнить бюджетные обязательства, отсутствие прозрачных и эффективных процедур установления и корректировки тарифов обуславливают непривлекательность сферы для частных инвесторов. Это указывает на наличие системного кризиса как в самой отрасли в целом, так и отдельно в регионах. Решение возникших проблем возможно путем применения программно-целевого метода.

Что может реализовываться по договору или на основе других отношений

Преимущества ЖК

Этот закон заменил просуществовавший 20 лет старый вариант ЖК, который приняли еще в 1984 г. Поэтому уже к средине 90-х гг он полностью не справлялся с современными реалиями, не помогали даже постоянные изменения. Поэтому новая законодательная база была просто необходима.

Новый ЖК был прогрессивным, он объединил многочисленную разрозненную нормативную базу. Специалисты говорят, что на момент принятия было свыше 3000 различных ведомственных и прочих нормативов, различных подзаконных актов, регламентировавших отношения в сфере, а зачастую просто дублировавших друг друга.

Кроме того, он успешно стимулировал реформирование ЖКХ для соответствия изменившимся требованиям. Вывел на новый современный уровень отношения при капитальном ремонте различного жилья, его перепланировке, избавился от ряда уже устаревших советских догм.

Недостатки ЖК

Новый закон в 2004 г. имел ряд крупных и мелких недостатков, например:

  • законодатели забыли раскрыть отношения по коммерческому найму жилья;
  • до сегодняшнего дня многие ученые критикуют этот документ за то, что на многие практические вопросы он отвечает политическими лозунгами;
  • многие положения дублируют другие законы, например, Гражданский кодекс и другие.;
  • на сегодняшний уже не может в полной мере регулировать ЖКХ. Например, об этом высказался профильный министр Карелии Тельнов, который заявил и о том, что стране нужен новый закон такого плана.

Но все же ЖК постоянно изменяется, вносятся новые поправки, что позволяет ему еще справляться с обязанностями.

С действующей редакцией кодекса можно ознакомиться здесь: , а если вам будет нужно, мы поможем разобраться в вопросах по ЖК.

Заключение

В 90-х годах в России население покрывало порядка 4 % эксплуатационных затрат ЖКХ. Остальной объем расходов компенсировался бюджетными средствами. В процессе перехода к рыночной экономике стало очевидно, что такая система финансирования неэффективна. В этой связи остро встала необходимость реформирования сектора. По Указу Президента № 425 была утверждена Концепция преобразований. В соответствии с ней были поставлены следующие задачи:

  1. Обеспечение условий жизни граждан, отвечающих стандартам.
  2. Уменьшение издержек обслуживающих организаций. Это, в свою очередь, должно было способствовать снижению тарифов при сохранении качества услуг.
  3. Смягчение для граждан последствий преобразования схем расчета оплаты при переходе сектора на режим безубыточной работы.

Как показала практика процесс реформирования ЖКХ на территориальном уровне идет достаточно медленно. На местах отмечается постепенное повышение тарифов. К 2007 году платежи населения покрывали порядка 80 % затрат в отрасли. После перехода к полной оплате услуг ЖКХ бюджетные обязательства предусмотрены только относительно части расходов, касающихся предоставления льгот и субсидий. Между тем в настоящее время состояние коммунальной инфраструктуры остается неудовлетворительным. В отрасли обозначились следующие проблемы:

  1. Высок процент износа основных фондов (50-70 %).
  2. Достаточно медленно идет коммерциализация.
  3. Финансовое состояние организаций ЖКХ сегодня не соответствует требованиям экономики.
  4. Наличие высокой кредиторской и дебиторской задолженности.
  5. Отсутствие частных инвестиций.

Развитие жилищно-коммунального хозяйства идет медленно и сложно. Затруднения обуславливаются в первую очередь запущенностью отрасли, наличием противоречий в финансовых отношениях участников процесса. Эксперты считают обоснованным решение постепенно повышать тарифы для населения с тем, чтобы со временем они достигли уровня, установленного для юрлиц. Однако при этом необходим четкий механизм защиты семей с низким доходом. При этом специалисты отмечают, что установленные первоначально сроки для перехода на 100-процентную оплату гражданами эксплуатационных затрат не обоснованы. В связи с высокой инфляцией, необходимостью усилить социальную защиту населения, максимально допустимая доля собственных затрат граждан на оплату услуг ЖКХ предлагается уменьшить с 22 до 18 %. На всех уровнях власти необходимо более активно заниматься решением проблем отрасли, не перекладывая их на население, инвесторов и рынок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector