Узнайте как обезопасить себя от воровства со стороны управляющих компаний

Споры между РСО и УК

Споры между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией происходят всегда, поэтому данная тема достаточно актуальна в любое время. Предоставление любых услуг ЖКХ всегда связано с сотрудничеством двух субъектов. Но несовершенство законодательной базы, которая регулирует данный вопрос, а также желание каждого нажиться на простых граждан, приводят к тому, что часто УК и РСО судятся между собой и решают возникшие конфликты исключительно в судебном порядке.

Наиболее частой проблемой конфликта является то, что УК не перечисляет средства РСО, хотя фактически все ресурсы были потреблены, и жильцы дома осуществили за них оплату. Очень часто УК – это мошеннические структуры, которые после получения средств не выполняют свои обязательства, а жильцы становятся заложниками ситуации.

Почему же каждый житель дома не может напрямую платить в РСО за поставленные ресурсы? Он может, но ему это не вполне удобно. Например, необходимо отдельно оплатить за газ, воду, канализацию и т.д. Это множество квитанций, платежек, комиссий за провидение операций и т.д. Проще, чтобы управленческая компания самостоятельно сводила в единую базу все платежи и уже своим клиентам предоставляла обобщенную информацию о сумме коммунальных платежей.

По итогу оплаты ЖКХ УК обязан распределить полученные средства и перечислить их разным организациям. Но там где есть деньги, всегда возникает проблема. Есть жильцы, которые вообще не платят, есть те, кто осуществляют платежи с некой задержкой или оплачивают услуги не в полном объеме. Следовательно, сама УК не имеет возможности оплатить услуги РСО в полном объеме, не будет же она платить собственные средства. Возникает конфликт, который для жителей имеет некие последствия – отключение света, газа и т.д. И к кому предъявляют претензии сами граждане? Конечно, к управляющей компании, ведь именно ей платят деньги. Возникает некий замкнутый круг, где виновное лицо одно – УК.

Именно поэтому сами юристы советуют очень внимательно читать условия договора, поскольку именно он регламентирует весь спектр отношений между всеми субъектами.

Также не меньшей проблемой становится проблема того, а кто является исполнителем. Даже имея на руках заключенный договор, РСО и УК не могут прийти к единому мнению. А зря.

С 2008 году практика судебных решений приходит к одному мнению: во всех случаях исполнителем является только управляющая, а не ресурсоснабжающая организация.

Поэтому именно на УК возложены функции относительно обеспечения поставки ресурсов до конечного потребителя.

Таким образом, можно сделать вывод: ресурсоснабжающая организация по желанию жильцов может стать одновременно и управляющей компанией, но РСО всегда несколько, и это может принести некие неудобства самим жильцам. Поэтому главное – правильно подойти к выбору УК, а также не забывать, самим вовремя оплачивать все жилищно-коммунальные услуги. В ином случае, можно стать заложником ситуации: УК не сможет платить по счетам, а РСО не будет предоставлять ресурсы.

Прочтите также: ТСЖ и управляющая компания: отличия и взаимовыгодное сотрудничество

2018, Про сад и дом. Все права защищены.

Может ли РСО быть управляющей компанией

Управляющая организация (УК) – юридическое лицо, занимающееся эксплуатированием, управлением и содержанием жилищного фонда в связи с договором, заключенным между собственниками недвижимости и УК. Проще говоря, управляющее звено является посредником, занимающимся сбором средств у жильцов в целях оплаты ресурсов, поставляемых со стороны РСО. Т. е. последние выступают в качестве субподрядчиков, а УК – в роли подрядчиков для жильцов многоэтажек.

Вдобавок к этому за управляющей организацией закреплено обязательство, связанное с содержанием жилого фонда в соответствующем состоянии (т. е. оказание жилищных услуг). В итоге она:

  • занимается сбором денег с населения на капитальные ремонтные работы;
  • проводит восстановительные мероприятия в отношении общедомовых помещений.

Поэтому РСО в ЖКХ никак не могут являться управляющими компаниями, т. к. не осуществляют подобных мероприятий и не решают коммунальные задачи.

Тем не менее, ресурсоснабжающие компании в состоянии принимать платежи от потребителей своих же услуг и заключать договора на данный вид деятельности. Когда собственники квартир многоэтажного дома, управляющие своим зданием в самостоятельном порядке (например, посредством ТСЖ), заключают контракт с РСО, то последняя принимает на себя роль исполнителя и оказывает коммунальные услуги.

Помимо этого, РСО в ЖКХ является непосредственным исполнителем в рамках следующих ситуаций:

  • если владельцы жилья до сих пор не выбрали оптимальный для себя способ управления жилым фондом;
  • если период действия прежнего способа истек, а новый еще не был установлен.

К сведению

Все ситуации, в которых РСО приравнивается к УК, оговариваются в рамках правительственного постановления России №354.

Что такое многоквартирный дом по жилищному кодексу

Терминология МКД раскрыта в ЖКХ в ст. 16 ЖК РФ, где под многоквартирным домом подразумевается объект, используемый для проживания и обслуживания своих потребностей. В жилом кодексе определено понятие о МКД и его характерных особенностях.

Многоквартирное сооружение имеет такие объекты:

  1. Помещения, составляющие жилой сектор – квартиры в жилых домах и комнаты в общежитиях. Могут принадлежать физическим, юридическим лицам, частным лицам или государственным компаниям.
  2. Нежилой сектор, расположенный на первых или нулевых этажах зданий. Находится в собственности юридических или частных лиц.
  3. Площади другого назначения, которые не являются квартирами. Это общие коридоры подъездов, лестничные площадки, чердаки и подвалы, лифты.

Под МКД в ЖКХ подразумевается совокупность нескольких жилых домов с выходом в помещение общего пользования или на земельный участок, прилегающий к зданию.

У объектов отсутствует единый собственник, а квартиры находятся в праве собственности:

  • физических лиц;
  • юридических лиц;
  • государства.

Что значит ресурсоснабжающая организация

Ресурсоснабжающие организации – это юр. лица/ИП, чья деятельность напрямую связана с предоставлением, транспортировкой и продажей конкретного коммунального ресурса.

К ресурсоснабжающим нужно отнести компании, отвечающие за:

  • предоставление потребителям электрической энергии;
  • подачу потребителям питьевой воды и ее отвод (канализацию);
  • газоснабжение;
  • предоставление тепловой энергии. Сюда же можно отнести и организации, предоставляющие твердое топливо.

Помимо этого, если речь идет о транспортировке или обслуживании того или иного ресурса, за это также отвечают РСО.

Дополнительно организации могут оказывать услуги следующего характера:

  • по уничтожению грызунов (насекомых);
  • по вывозу накопленного потребителями мусора (ТБО);
  • по организации предоставления доступа к коллективным телеантеннам;
  • по организации освещения придомовой территории многоквартирных домов.

Указанное говорит о том, что каждый коммунальный ресурс, в котором нуждаются граждане, транспортируется и поставляется РСО непосредственно к жилым домам и к каждой квартире.

На прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями РСО перейдут не все собственники.

Долгие обсуждения прямых договоров со всеми участниками рынка  завершились очередным законопроектом. Он призван подвести итог и утвердить, наконец, единую схему расчетов. Но окончательный вариант получился неоднозначным. Такие последние новости Госдумы.

последние новости на вчера

Законопроект не предполагает перевод всех собственников на прямые договоры как предполагалось изначально. Вместо этого напрямую рассчитываться с РСО будут только те жители, чьи управляющие компании задолжали за ресурсы за два и более месяца. Остальные продолжат перечислять средства на счет своей УК.

Сам процесс перехода в таком случае будет простым и не будят связан  ни с какими сложностями для собственников.  Если управляющая компания задерживает выплаты за использованные ресурсы за второй месяц подряд, то РСО вправе по акту сверки или решению суда  перейти на прямые расчеты. Глава Минстроя Михаил Мень заметил, что жителям не придется самим оформлять никаких бумаг. Первый начисленный платеж от ресурсоснабжающей организации и будет считаться началом отношений собственника с РСО. Единственным платежом, который жители будут платить УК — это «содержание и текущий ремонт».

  Михаил Мень сообщил, что  для тех собственников, кто принципиально не хочет вести дел с управляющей компанией  предусмотрен компромиссный вариант. Принять решение о переходе на прямые договоры  с РСО жильцы могут на общем собрании и отказаться от посредничества УК.

— Даже если у жителей нет никаких претензий к управляющей компании, но они хотят рассчитываться за ресурсы напрямую, мы не можем этого запретить. Все что нужно для такого перехода это принять решение на общем собрании, а затем уведомить ресурсоснабжающую организацию и управляющую компанию. Финальный этап — это оповещение жилищной инспекции, — сообщил Мень.

Он уверен, что переводить всех жителей насильно на прямые договоры с РСО не стоит. Ведь есть дома, которые довольны своей УК и не стремятся ничего менять. Тем более, если УК добросовестная и не задерживает перечисление средств от жителей.

Окончательное рассмотрение законопроекта запланировано на осеннюю сессию. Если точнее, то решение по этому вопросу будет принято уже в декабре 2017 года. Пока же документ находится в Госдуме.

Частично или полностью переводить собственников на прямые договоры с РСО — пока не решено. Зато тот факт, что прямые договоры будут введены, уже сомнению не подвергается. По данным статистики за второй квартал 2017 года общий объем задолженности в сфере ЖКХ составляет один триллион 243 миллиарда рублей. Из них 250 миллиардов рублей — это долги управляющих организаций. Это все те средства, что потерялись на пути от собственника к РСО.

Информация об РСО

Молодежная общероссийская общественная организация «Российские Студенческие Отряды» (РСО) – крупнейшая молодежная организация страны, которая обеспечивает временной трудовой занятостью более 240 тысяч молодых людей из 72 регионов страны, а также занимается гражданским и патриотическим воспитанием, развивает творческий и спортивный потенциал молодежи.

Студенческий отряд – это форма организации студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования различных форм обучения, изъявивших желание в свободное от учебы время трудиться в различных отраслях хозяйства, выполняющих общую производственную задачу и одновременно реализующих общественно полезную программу. Отряды работают по разным направлениям: строительные, педагогические, сельскохозяйственные, сервисные, оперативные, отряды проводников и другие.

Движение студенческих отрядов России в 2014 году отметило 55-летний юбилей и 10-летие современного этапа своего развития. Всего через школу студенческих отрядов прошло более 18 миллионов человек.

В XX веке студенческие строительные отряды участвовали в таких масштабных стройках, как освоение целинных и залежных земель, строительство БАМа, создание нефтегазового комплекса страны, строительство различных промышленных предприятий, заводов, электростанций и т.д.

Современные бойцы студенческих отрядов сохраняют лучшие традиции своих предшественников и участвуют в таких масштабных проектах, как возведение объектов Саммита АТЭС-2012, XXVII Всемирной летней Универсиады-2013 в Казани, ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи, строительство и обустройство Бованенковского НГКМ в Ямало-Ненецком автономном округе, космодромов «Восточный» и «Плесецк», объектов атомной энергетики России. В реализации этих проектов приняло участие более 15 тыс. студентов со всей России. Также студенческие педагогические отряды обеспечивают отдых более 1,6 млн детей и подростков, отряды проводников осуществляют перевозки более 7 млн пассажиров, сервисные отряды обслуживают масштабные проекты и мероприятия.

Помимо работы, в свободное от учебы время, участники студенческих отрядов реализуют добровольческие проекты. Так, за 2014 год оказана помощь 2910 ветеранам и пожилым людям, 271 людям с ограниченными возможностями; ведется шефская работа над 175 детскими домами, 389 школой; восстановлено и отремонтировано 280 памятников; отремонтировано 422 квартиры ветеранов, проведено 536 экологических акций, оказано более 400 юридических консультаций, посажено более 4000 деревьев.

Нормативная база и определения

Горячая вода, централизованно подаваемая потребителям, в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г., является одним из коммунальных ресурсов. Коммунальная услуга – это предоставление ресурса потребителю исполнителем (поставщиком) услуги.

То есть, в случае с ГВС коммунальной услугой является поставка горячей воды требуемых параметров в квартиры многоквартирных домов, комнаты общежитий, предприятия и общественные здания (больницы, прачечные, детские сады и др.).

Услуги по поставке горячей воды жителям оказывает теплосеть, в ее же обязанностях осуществление централизованного отопления жилых и общественных зданий.

Теплоэнергия в составе горячей воды

«Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» (абзац 6 пункта 38 Правил 354), при этом уполномоченный орган субъекта РФ «устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» (пункт 32(1) Правил 306).

В случае наличия общедомового прибора учета (ОДПУ), измеряющего как объем потребленной всем многоквартирным домом горячей воды, так и количества теплоэнергии, затраченной на подогрев этой воды, ресурсоснабжающие организации (РСО) полагают правильным предъявлять к оплате исполнителям коммунальных услуг (ИКУ) объем тепловой энергии, определенный по показаниям этого ОДПУ.

Однако существует и позиция, что ИКУ не может платить РСУ больше, чем он может получить с получателей коммунальной услуге. Это мнение основывается на Определении ВАС РФ от 30.05.2014 № ВАС-6046/14: «Обязательства компании перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть большими, чем обязательства собственников и пользователей помещений многоквартирного жилого дома перед управляющей организацией по расчетам за поставленный ресурс (за исключением случаев, специально предусмотренных законом)». Краеугольным камнем в этом мнении является подогрев ХВС для нужд ГВС, определяемый по нормативу, а не по прибору учета.

Как подсчитать подогрев воды?

Тепловая энергия является коммунальным ресурсом. Однако коммунальная услуга – это не коммунальный ресурс, это деятельность ИКУ по подаче коммунального ресурса потребителям. Если говорить о горячей воде, то ИКУ предоставляет потребителям коммунальный ресурс «горячая вода», состоящий из двух компонентов: теплоноситель (вода) и теплоэнергия. В данном случае исполнитель оказывает одну коммунальную услугу — «горячее водоснабжение» (ГВС), а не две различные услуги – «ХВС» и «подгрев ХВС для нужд ГВС».

С учетом того, что Правила № 354 не предусматривают такого вида коммунальной услуги как «тепло, содержащееся в ГВС», норматив содержания теплоэнергии в ГВС не является нормативом потребления такой несуществующей коммунальной услуги. Определение объема потребления «тепла, содержащегося в ГВС» с помощью прибора учета законом не предусмотрено, поскольку такой коммунальной услуги нет.

Для определения стоимости коммунальной услуги ГВС необходимо определить стоимость каждого из двух компонентов этой услуги. Следовательно, надо определить их объем. И именно по вопросу определения объема теплоэнергии в составе ГВС и идут споры. Определение объема коммунальной услуги ГВС предусмотрено

  • либо по приборам учета (измеряющим исключительно объем потребленной горячей воды — счетчики в квартирах),
  • либо по нормативу потребления горячей воды (в куб.метрах на человека в месяц, т.е. без учета гигакалорий).

А вот для определения объема второго компонента «теплоэнергия, содержащаяся в ГВС» применение приборов учета законодательством не предусмотрено! И объем этого тепла рассчитывается как норматив теплосодержания, умноженный на объем потребленной горячей воды (по счетчику или по норме потребления). К счастью, в подавляющем числе регионов РФ этот норматив занижен.

Указание в квитанции двух компонентов одной услуги не означает, что Вам раздельно оказываются две услуги. «Подогрев ХВС для нужд ГВС» неотделим от «ХВС для нужд ГВС». Иначе можно было бы «ХВС для нужд ГВС» приплюсовать к «ХВС». Но такой отдельной коммунальной услуги как «подогрев ХВС для ГВС» не существует.

11.11.2017

Плюсы и минусы работы напрямую с РСО

Взаимодействие напрямую с РСО минуя ЖКХ имеет несколько положительных и отрицательных аспектов. Рассмотрим их в таблице.

Критерий Преимущества Недостатки
Вероятность разорения управляющей организации стремится к нулю, т. к. потребитель оплачивает услуги напрямую Может снизиться качество управления жилым фондом в связи с противоречиями, возникающими между жильцами
Оно является максимально справедливым, поскольку никто не несет ответственности за неуплату услуг другими жильцами Возможно, оплата услуг будет осуществляться жильцами нерегулярно в связи с нестабильностью доходов населения
Средства вносятся строго на счет РСО, которая закреплена за каждым домохозяйством Придется оплачивать предоставляемые услуги в разных местах всем потребителям

Т. к. посредническое звено отсутствует, расчетные операции являются максимально простыми и прозрачными
В процессе проведения расчетов могут возникать некоторые нюансы, требующие поиска нескольких путей решения

Три причины, почему не стоит заключать прямой договор

С одной стороны, законодательный проект позволяет собственникам недвижимости самостоятельно заключать договор, что плюс. Но с другой – РСО и ранее имела право расторгнуть договорные отношения с управляющей компанией, но по какой-то причине этого не делала. И эта информация наводит на мысль, что выгода для собственников небольшая. Рассмотрим три причины, почему лучше подождать с переходом на прямые договоры.

Первая причина

Первый момент – данный законодательный проект не выгоден собственникам. Когда закон отправили на рассмотрение, его появление объяснили выгодой для РСО. Якобы, у УК большие задолженности перед ресурсоснабжающей компанией, соответственно, так можно нивелировать долги. Но и раньше РСО могла отказаться от работы с УК. Но этого не делала. Значит, выгоды мало.

Что же касается собственников, то перед ними несет ответственность УК. Если у них имеются вопросы по отоплению, горячему либо холодному водоснабжению, задавать вопросы и «требовать справедливости» можно от УК.

Предположим, владельцы жилья перешли на прямые договоры, следовательно, по каждой коммунальной услуге собственникам придется иметь дело с РСО. Потекла плохая вода из крана? Все вопросы в РСО. Холодно зимой? Также придется обращаться в РСО.

Вторая причина

Законодательный проект есть, но, как считают эксперты, он не доработан. На сегодняшний день не понятно, кто несет ответственность за качество услуг. Раньше суды соглашались с тем, что за поставку ресурсов несет ответственность управляющая компания – с нее и спрос

И совсем не важно, что причина некачественной услуги была в неверных действиях РСО или бездействии

Третья причина

Отсутствие возможности применения Правил коммунальных услуг – третья причина, почему договоры с РСО напрямую не так выгодны. Эти Правила подтверждены правительством, и именно на их основании предусмотрены разные ситуации. Например:

  1. Возможность перерасчета коммунальных услуг за то время, что потребитель отсутствовал.
  2. Возможность уменьшения платы вследствие поставки некачественной услуги.
  3. Регламент поверки счетчиков воды и пр.

Фактически эти Правила нельзя применять к прямым договорам между владельцами недвижимости и РСО. Их применяют только к договорам на поставку воды, электричества, но не к договору оказания коммунальных услуг.

Поэтому ничего не мешает РСО отказать, например, в перерасчете коммунальных услуг на время отсутствия, ссылаясь на то, что Правила не применяются. А это еще один риск для собственников, который рекомендуется учесть, прежде чем воспользоваться новой возможностью перехода на прямые договоры.

О законодательном проекте

Многие УК не справляются с задачами, которые обязаны выполнять. Выделяют множество причин, из-за которых РСО своевременно не получает денежные средства. И доминирующая причина – коррупция. Ранее УК была посредником между собственником и РСО. Но в соответствии с новым законодательным проектом, владельцы теперь могут сами заключать договоры с РСО.

Заключать можно договор с РСО, которая поставляет такие услуги:

  1. Вывоз бытовых отходов.
  2. Холодная и горячая вода.
  3. Водоотведение.
  4. Отопление.

Еще одна причина такого новшества состоит в том, что можно снизить общую сумму задолженности и предупредить появление новых долгов собственников перед РСО.

Сам закон вступил в силу первого апреля 2018 года. Главные задачи, которые помогает решить нововведение:

  1. Увеличить собираемость денежных средств. Если исключить из цепочки управляющую компанию, то это позволяет уменьшить задержки по оплате.
  2. Снижение коррупционной составляющей. Не секрет, что многие УК работают не совсем честно.
  3. Упрощение схемы расчетов.
  4. Наведение порядка.

Еще до внедрения нового закона было известно, что введены немаленькие штрафы, которые может получить УК за невыполнение требования к расчетам. Штрафная санкция в размере 50% от неправильно обозначенной суммы – такое наказание ждет все управляющие компании.

Что такое РСО в ЖКХ

РСО (Ресурсоснабжающие организации) – юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют предоставление коммунальных ресурсов и их прямую поставку к местам непосредственного потребления.

  • электроэнергии;
  • тепла (отопления);
  • газа;
  • горячей и холодной воды.

Помимо этого, к перечню РСО в ЖКХ принято относить транспортные компании, поставляющие ресурсные элементы к месту назначения. Категория включает в себя и всевозможные объединения, занимающиеся следующими направлениями деятельности:

Отсюда следует вывод, что организации по снабжению ресурсами обеспечивают населению широкий перечень услуг.

Ответственность РСО за неправильный расчет

Юридическую ответственность за неверное начисление коммунальных услуг несет именно их исполнитель, о чем говорится в федеральном законе №176 (внес изменения в действующий ЖК РФ).

Организация при нарушении порядка начисления платежей за коммунальные услуги несет ответственность, выраженную в выплате 50% от суммы финансовых недочетов. Если в качестве исполнителя выступает ресурсоснабжающая организация, штрафуют именно ее.

При таких обстоятельствах, потребителем в адрес компании-исполнителя направляется обращение в письменной форме, в котором выражается требование произвести перерасчет стоимости предоставленных по факту услуг. При отсутствии ответа и реакции на письмо, направьте жалобу в Роспотребнадзор. Инициируйте разбирательство по делу через прокуратуру или сразу подайте иск в суд.

Сфера оказания ЖК услуг все также остается проблемной на территории РФ. Неоднократные ситуации с банкротством УК, возрастание числа неоплат, предоставление дорогостоящих услуг и услуг ненадлежащего качества послужили основанием для инициации Правительством РФ решения о внедрении практики заключения прямых соглашений между потребителями и РСО.

Законодательство предусматривает процедуру прямого расчета потребителей коммунальных услуг с компаниями, поставляющими ресурсы. Подобные вынужденные меры приведут к увеличению качества оказываемых услуг, создадут полную прозрачность расчетов между сторонами таких договоров.

Но даже учитывая несомненные преимущества введенных мер, на практике они создают для потребителей и некоторые сложности во время проведения расчетов за коммунальные услуги.

Посмотрите видео. Россиян могут освободить от оплаты установки счетчиков, а возложить эту обязанность на РСО:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector