Замена счетчика электроэнергии за чей счет
Содержание:
- Кто обязан снимать показания
- Как собственникам проконтролировать снятие показаний с общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов
- Кто должен следить за состоянием счетчиков
- Документы после поверки счетчиков
- Установка и ввод общедомового прибора учета в эксплуатацию.
- Порядок проверки и замены счетчиков
- Дата и факт снятия показаний общедомового счетчика на свет
- Как посчитать электроэнергию по счетчику формула расчета
- Нюансы сбора средств
- Как менять счетчик в муниципальном жилье
Кто обязан снимать показания
Ранее в обязанности собственников жилья входила необходимость передачи показаний с устройств, учитывающих расход воды, в энергоснабжающую ситуацию. Проводилось снятие с 23 по 25-е число месяца. При этом подразумевалось, что переданы эти цифры поставщику услуги будут не позднее 26 числа.
Но Постановление Правительства №344 сделало снятие и передачу информации о расходе ресурса со счетчика правом собственника. Это значит, что абонент может как пользоваться этим правом, так и нет. Срок передачи информации всегда указан в договоре с уполномоченной организацией, которая и обязана принять показания от потребителя. Поэтому уточнить какого числа передавать показания можно в своей УК.
Лучшим способом избегания ошибки является ведение учета показаний водомера каждый месяц
Если по каким-то причинам показания не были получены в установленный срок или их подача осуществлена позднее срока, то расчет стоимости осуществляется по средним показателям за последние три месяца пользования водой.
Корректировка проводится один раз в 6 месяцев после того, как сняты показания специалистом Управляющей компании.
Как собственникам проконтролировать снятие показаний с общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов
Предлагаемое читателю пособие предназначено для оказания методической помощи в организации юридического сопровождения функционирования многоквартирного дома, а также защиты своих прав жильцами таких домов. В предлагаемой брошюре автор дает рекомендации, которые позволят любому гражданину разобраться в правовом положении собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, а также членов их семей, их правах, обязанностях и возможностях.
Следовательно, используя данные механизмы, собственники многоквартирного дома могут принять решение о формах и способах такого контроля, о лицах, которые будут осуществлять такой контроль, о периодичности проверок, о порядке документирования их результатов, о местонахождении этих документов, о возможности и порядке ознакомления всех собственников с их содержанием.
Кто должен следить за состоянием счетчиков
Согласно законодательству, установка, своевременная поверка (именно так принято у профессионалов называть проверку) и замена счетчиков в случае необходимости — обязанность хозяина квартиры.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны установить индивидуальный прибор учета (ИПУ) за свой счет (ч. 5 ст. 13 Закона № 261-ФЗ). После установки счетчик должен быть принят в эксплуатацию — опломбирован с составлением акта.
СОВЕТ
При приеме квартиры в новом доме обязательно проверьте, опломбированы ли счетчики горячей и холодной воды, электроэнергии и сверьте их серийные номера с указанными в паспортах ИПУ (эти документы можно заранее запросить в управляющей компании).
Кроме того, квартиры в новостройках при вводе в эксплуатацию должны быть оборудованы индивидуальными приборами учета тепла, а сам многоквартирный дом — общедомовым счетчиком. Наличие этих устройств напрямую влияет на плату за отопление, рассказала Анастасия Колесникова, адвокат коллегии адвокатов «Домбровицкий и партнеры». Она напоминает, что, если счетчики отсутствуют, придется платить по нормативам, что нередко дороже, чем оплата за фактически потребленное тепло. Если в доме есть только общедомовой прибор учета тепла, собственники будут вынуждены оплачивать отопление исходя из его показаний и без учета того, сколько они потребили тепла конкретно в своей квартире.
Принимая квартиру в новостройке, обязательно проверяйте наличие квартирного счетчика тепла и общедомового прибора учета. Если они отсутствуют, укажите этот недостаток в дефектном акте до подписания акта приема-передачи квартиры. В дальнейшем в рамках гарантийного срока требуйте у застройщика устранить этот недостаток. В домах старой постройки, как правило, нет технической возможности установить индивидуальные счетчики в квартире из-за того, что разводка системы отопления вертикальная
Даже если собственник установит индивидуальный счетчик тепла при такой системе отопления, его показания управляющая организация в расчете платы за отопление не будет принимать во внимание, поэтому, увы, сэкономить не удастся.
Прежде чем подписать договор купли-продажи квартиры на вторичном рынке, попросите хозяев представить оплаченные единые платежные документы (ЕПД) за последний год и сверьте текущие показания счетчиков с соответствующими графами в квитанциях за последний месяц. Они не должны сильно различаться. Учтите, что после того как вы станете полноправным собственником квартиры, все неоплаченные прежним хозяином счета за коммунальные услуги либо неучтенные кубометры воды и кВт-часы лягут на вас.
Хозяева квартиры должны следить за своевременной поверкой счетчиков и их заменой. Установку счетчика оплачивает владелец квартиры, поскольку все приборы учета в ней являются его собственностью.
Документы после поверки счетчиков
Если после проведения требуемых метрологических процедур, общедомовой прибор учета признается пригодным для дальнейшей эксплуатации, то, вне зависимости от выбранного метода поверки, после ее проведения оформляются следующие документы:
- свидетельство о поверке;
- договор о проведении поверки;
- документ, подтверждающий оплату поверки.
Кроме того, в техническом паспорте счетчика делается запись о том, что поверка пройдена.
Если ОДПУ признается непригодным к применению, выписывается извещение о непригодности.
Право проводить поверку имеет не каждая организация, поскольку такой вид услуг относится к подлежащим обязательному лицензированию. Помимо прочего, такая организация должна быть аккредитирована в Единой национальной системе аккредитации. Поэтому, чтобы результаты поверки признавать действительными, необходимы еще и копии документов, относительно организации, проводившей поверку:
- аттестат об аккредитации;
- приказ об аккредитации.
Установка и ввод общедомового прибора учета в эксплуатацию.
Каким образом осуществляется установка и прием в эксплуатацию общедомовых приборов учета (ОДПУ) все еще остается актуальной темой.
Согласно Федеральному Закону от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (Закон об энергосбережении), обязанность установки ОДПУ изначально была возложена на собственников помещений в МКД. Так, согласно п. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении в срок до 01 июля 2012 года собственники помещений в МКД обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно Правилам содержания общего имущества в МКД, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, ОДПУ входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем (в нашем случае холодного водоснабжения) и является общим имуществом многоквартирного дома. Ответственность за содержание и эксплуатацию ОДПУ лежит на собственниках в МКД, либо управляющей компании с которой заключен договор на управление, либо ТСЖ.
В эксплуатацию ОДПУ входят осмотр, техническое обслуживание, поверка. Данные работы должны быть заложены в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества (пп. «к» п. 11 Правил содержания). В случае если ОДПУ установлен с автоматизированной системой снятия показаний, то обслуживание такой системы осуществляется за счет РСО
Установка ОДПУ является увеличением структуры общего имущества МКД и относится к работам по капитальному ремонту (пп. «б» ст. 3 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ»).
Принятие решение о проведении капитального ремонта общего имущества относится к компетенции общего собрания собственников помещений (пп. 1 п. 2 ст. 44 ЖК РФ), причем проголосовать за установку ОДПУ должно не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД (пп. 1 п. 46 ЖК РФ).
Если в срок до 01 июля 2013 года ОДПУ собственниками помещений в МКД не установлен, то в соответствии с п. 12 Закона об энергосбережении установить ОДПУ должны ресурсоснабжающие организации. Собственники помещений впоследствии должны оплатить стоимость ОДПУ и затраты на его установку ресурсоснабжающей организации или единовременным платежом или равными долями в течение пяти лет с даты установки. По истечении срока (01 июля 2013 года), установленного п. 12 Закона об энергосбережении, обязанность РСО установить ОДПУ в МКД не прекращается.
Порядок установки ОДПУ:
РСО производит осмотр объекта на предмет проверки наличия технической возможности установки ОДПУ (п. 10 Приказа № 149) и при наличии технической возможности не позднее 15 дней с даты осмотра РСО направляет заказчику (УК, ТСЖ) проект договора (п. 11 Приказа № 149).
Заказчик после получения от РСО проекта договора подписывает его и не позднее 15 рабочих дней со дня получения проекта направляет подписанный экземпляр РСО.
Указанный выше договор является публичным (п. 3 Правил № 149).
Обратите внимание:
Согласно п. 4 ст. 753 ГК РФ «односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными».
Иными словами, РСО, установив в МКД общедомовой прибор учета, должен направить в адрес УК (ТСЖ) подписанный со своей стороны акт приемки-сдачи работ, а УК (ТСЖ) обязаны данный акт подписать или направить в ответ мотивированный отказ.
Срок ввода ОДПУ в эксплуатацию установлен п. 3 ст. 13 Закона об энергосбережении «приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию».
Порядок ввода общедомовых приборов учета в эксплуатацию законодательно закреплен в п. 2 ст. 20 Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункты 34-46 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 776
Порядок проверки и замены счетчиков
Как и всякий сложный прибор общедомовой счётчик требует ухода за собой, периодического контроля, ремонта и замены при необходимости.
Поскольку это общедомовая собственность, то и ответственность за неё несут все жильцы.
Но делают это они не в частном порядке, а посредством управляющей компании, которая вправе привлекать для этого квалифицированных специалистов из компаний соответствующего профиля.
И именно управляющая компания ответственна за техническое состояние ОДПУ, и за своевременный контроль, ремонт и замену этого устройства.
Важно чтобы привлекаемая для этих работ компания имела сертификат на их выполнение, и обладала допуском к производству поверок, обслуживанию, ремонту и замене такого типа счётчиков. Как правило, подобные компании занимаются обслуживанием общих счётчиков на постоянной основе
Как правило, подобные компании занимаются обслуживанием общих счётчиков на постоянной основе.
В их обязанности входит контроль за исправностью приборов, их ремонт при наличии поломок, замена старого счётчика на новый, если отремонтировать старый не представляется возможным.
После проведённой проверки обязательно составляется акт, в котором указываются все отклонения в работе прибора, неисправности (при их наличии), возможные способы их устранения.
Акт подписывается представителем управляющей компании с одной стороны, и работником проводившим проверку с другой.
Выгода от установки ОДПУ очевидна, хотя на это мероприятие придётся потратиться.
Только подойти к этому вопросу жильцам стоит со всей серьёзностью. А если есть хоть малейшие сомнения, жильцы вправе потребовать от управляющей компании отчёта в проводимых ей действиях в этом направлении.
Дата и факт снятия показаний общедомового счетчика на свет
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;
- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- управление управляющей организацией.
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно понятиям, используемым в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее — Правила № 354), «исполнитель» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Учитывая изложенное, если собственники помещений в многоквартирном доме выбрали непосредственный способ управления, исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
Кроме того, согласно пункту «р» пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
Таким образом, обязанность по снятию показаний общедомового прибора учета, а также обеспечение доступа к указанной информации лежит на ресурсоснабжающей организации при непосредственном способе управления многоквартирным домом.
В случае неисполнения ресурсоснабжающей организацией своих обязанностей собственники вправе обратиться в органы государственного жилищного надзора на основании статьи 20 Жилищного кодекса.
Одновременно сообщаем, что возможность присутствия собственников помещений в момент снятия показаний общедомового прибора учета действующим законодательством не предусмотрена.
Вместе с тем, по мнению Минстроя России, в случае обращения собственников по вопросу присутствия при снятии показаний общедомового прибора учета к исполнителю коммунальных услуг, должно быть сделано все возможное для урегулирования данного вопроса.
Как посчитать электроэнергию по счетчику формула расчета
Потребление электрической энергии по социальной норме устанавливается для семей и домохозяйств на основании местоположения жилья наличия электроплиты, водонагревателя, при этом владельцы коттеджей, оборудованных теплым полом, подогревом воды в бассейне и тому подобными наворотами, будут платить за потребление электричества по полной программе.
Норматив электропотребления различен для каждого субъекта федерации и зависит от наличия в доме лифта, электроотопительных и электронагревательных приборов, а также этажности.
Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, сюда включаются: лестничные клетки, лестничные пролеты, площадки, коридоры, тамбуры, холлы, вестибюли, колясочные, помещение охраны, не принадлежащее отдельным собственникам.
Если дом не оснащен ОДПУ, тогда плата за электричество на общедомовые нужды начисляется по установленному нормативу.
А именно – потребителю может быть предъявлен к оплате счет на электроэнергию, рассчитанный как потребление по нормативу за шесть месяцев, увеличенное в десять раз.
Чтобы узнать показатель расхода за данный период, необходимо взять данные счетчика за этот месяц и отнять предыдущие (обычно указываются в квитанции). Полученное число умножают на существующий тариф. Данную сумму и нужно заплатить в данном расчетном периоде.
Сила потребляемого тока может быть разной. Для мобильных телефонов или планшетов обычно используются зарядные устройства на 1 А, а для электронных парогенераторов (вейп-модов) — 2 А. Известно, что для полной зарядки устройства требуется в среднем 4 часа.
Известно, что в соответствии с Постановлением №354, с 23 по 25 число, жильцы обязаны передавать показания своих индивидуальных приборов учета.
У нас в загородном доме установлен двухтарифный электросчетчик. И вот недавно при снятии показателей я обнаружила, что появилась еще одна строка Т1, раньше такого никогда не было. Подскажите, мог ли произойти какой-то сбой, который повлек за собой сброс параметров? Что мне теперь делать и куда обращаться?
Нужно сказать, что общая стоимость потребленной энергии по прибору учета обычно получается меньше, чем по нормативам. Поэтому, если в доме нет счетчиков, можно поднять вопрос по их установлению, тем более что цена счетчика электроэнергии достаточно невелика, а приобретение и установка двухтарифного счетчика позволят еще больше сэкономить на счетах.
Нюансы сбора средств
Многие жильцы многоквартирных домов в последние несколько лет обратили внимание, что сумма, которую они оплачивают за коммунальные платежи, возросла без какой-либо причины. Это привело к сомнениям о законности взимания дополнительных платежей и отказам в оплате дополнительных граф
Это привело к сомнениям о законности взимания дополнительных платежей и отказам в оплате дополнительных граф.
Однако, все довольно просто: жильцы платят за электроэнергию энергоснабжающей компании не напрямую, а через Управляющую Компанию или УК.
Раньше УК брала на себя все расходы за пользование электроэнергией на ОДН, и жильцы не платили за нее. В последние же несколько лет УК начала отказываться от этого варианта работы, и бремя оплаты за пользование электроэнергией целиком легло на жильцов. Это и привело к росту стоимости.
Отсюда следует вывод: требования оплатить ОДН основаны на законе и должны быть выполнены.
Однако если жильцы не согласны с суммой, они могут проверить справедливость требований, посчитав потраченное количество энергии в журнале учета. Некоторые считают, что поставщики энергии сознательно завышают сумму, желая получить больше денег, или что они платят за должников, но это тоже неверно.
Судебная практика показывает, что незаконными суд может признать недостоверные суммы, подсчет потраченного электричества и другое, что требует пересчета.
Так что не платить за потраченное не получится. Особенно много вопросов возникло у потребителей после принятия в 2015 году нового ЖК, так что рекомендуется сперва изучить принятые изменения.
Статью о том, что делать, если электросчетчик наматывает больше положенного, читайте здесь.
Жильцы обязаны платить не только за пользование электроэнергией в квартире, но и за ее расход на общедомовые нужды. Пользуясь лифтом, домофоном, находясь на общей благоустроенной территории, они обязаны нести за нее финансовую ответственности и оплачивать потраченную энергию по однотарифному или многотарифному счетчику.
Смотрите видео, в котором рассматриваются вопросы оплаты электроэнергии на общедомовые нужды без нарушений:
Как менять счетчик в муниципальном жилье
Отношения потребителя электроэнергии и энергоснабжающей организации регулируются законодательно: в договоре все должно быть прописано – от порядка замены прибора учета электроэнергии, до ответственности за данное имущество.
Иногда энергоснабжающая организация составляет договор нарочито некорректно, снимая с себя ответственность и перекладывая ее на потребителя, а иногда договор отсутствует вообще. Что делать, если нужна замена электросчетчика в муниципальном жилье? Как минимум – можно обратиться в ООО «10 киловольт», проконсультироваться по данному вопросу и понять план действий в данной ситуации.
Прайс-лист на установку (замену) и перепрограммирование электросчетчиков | |||
---|---|---|---|
№ | Наименование работы | Ед. изм. | Цена (руб.) |
1 | Замена (монтаж и демонтаж) электросчётчика однофазного (однотарифного, многотарифного) | шт. | 2000 |
2 | Замена (монтаж и демонтаж) электросчётчика трехфазного (прямого включения или косвенного) | шт. | 3500 |
3 | Установка, замена трансформаторов тока в цепях учета и защиты (до 1000 В) | шт. | 3200 |
4 | Программирование тарифного расписания или переход на зимнее/летнее время | шт. | 1000 |
5 | Меркурий 200.02 (однофазный, многотарифный) | шт. | 1800 |
6 | Меркурий 230 ART-01CN (прямого включения) | шт. | 4700 |
Кто меняет электросчетчик в муниципальном жилье?
К сожалению, электросчетчик часто становится причиной раздора потребителя и управляющей компании. Если электросчетчик неисправен или подходит срок замены прибора учета, необходимо выяснить – за чей счет происходит эта замена.
Электросчетчики в подъезде
Существует два варианта размещения электросчетчика: на лестничной площадке или внутри квартиры. При размещении прибора учета в подъезде, на лестничной площадке или местах общего пользования (согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года) данный счетчик является общим имуществом, а значит конкретный плательщик не может гарантировать его сохранность.
Прибор могут украсть или сломать – и жилец не в силах помешать этому – то он не может отвечать за чужое имущество. В данном случае необходимо изучать договор между управляющей компанией и жильцами: там прописывается, какие виды работ производятся на средства, собираемые с жильцов. Бывает, что в договоре замена электросчетчика в неприватизированной квартире не оговаривается – в этом случае управляющая компания обязана инициировать общее собрание жильцов дома и принять решение о дополнительном сборе средств на эти цели.
Таким образом, прибор учета, который находится вне квартиры, не может является собственностью потребителя, а значит, обеспечивать его техническое состояние, менять и ремонтировать должна энергосбытовая или управляющая компании – в зависимости от того, в чьей собственности прибор учета находится.
Если прибор учета располагается внутри муниципальной квартиры и предоставляется жильцу по договору социального найма, то данное жилье так же не является его собственностью – со всеми коммуникациями. Это значит, что замена или установка электросчетчика в муниципальной квартире производится за счет муниципалитета.
План действий
При необходимости в замене электросчетчика, расположенного в муниципальной квартире, необходимо общаться с заявлением в свою управляющую компанию. Заявление должно содержать с какой даты не менялся счетчик и причина его замены.
Сложные ситуации
Часто возникают более сложная ситуации – приватизированная квартира, а расположение электросчетчика в подъезде. Это спорная ситуация, которую каждая сторона трактует по разном. Юристы считают, что владелец приватизированного жилья не может отвечать за имущество, расположенное вне стен его квартиры, а энергосбытовая компания занимает прямо противоположную позицию. В этом случае ответственность за прибор учета несет управляющая компания.
Если квартира приватизирована, целесообразно перенести прибор учета внутрь квартиры. Это небольшие затраты, которые избавят от множества проблем, связанных с порчей (в т.ч. умышленной!) и воровством электросчетчиков.