Статья 215.3. Самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам либо приведение их в негодность

Комментарий к статье 3 УК РФ

1. Задачи уголовного законодательства реализуются на основе принципов. Правовой принцип представляет собой основополагающую идею, лежащую в основе определенной разновидности правоприменительной практики. Говоря другими словами, принципы уголовного права определяют границы допустимого вмешательства правоприменителя, действующего на основании УК РФ, в жизнедеятельность граждан — потенциальных субъектов уголовно-правовой ответственности. Таким образом, принцип есть общее правило, ограничивающее произвол субъекта при реализации уголовно-правовой нормы.

Важнейшим принципом уголовного права является принцип законности — одно из универсальных начал любой развитой правовой системы в демократическом правовом государстве. В силу ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Согласно ч.2 ст. 54 Конституции РФ никто не может нести ответственность за деяние, которое на момент его совершения не признавалось правонарушением. Принцип законности, вытекающий из положений Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, определяет, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Пункт 1 ст. 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантирует, что никто не может быть осужден за совершение какого-либо действия или бездействие, которые действовавшим в момент его совершения национальным или международным уголовным правом не рассматривались как преступление.

Законность применительно к отношениям, урегулированным УК РФ, предполагает, что уголовный закон содержит необходимые и достаточные критерии для признания того или иного деяния преступлением. Кроме того, только в УК РФ могут быть предусмотрены уголовно-правовые последствия преступления — наказание и иные последствия.

Принцип законности неразрывно связан с определением основания уголовной ответственности (см. комментарий к ст. 8 УК РФ), с положениями о пределах действия норм о преступности и наказуемости деяний (см. комментарий к ст. 9-12 УК РФ) и т.д.

2. Комментируемая статья запрещает применение аналогии в уголовном праве. Аналогия закона — это особый юридико-технический прием, направленный на восполнение пробелов в праве путем применения некоторой нормы к отношениям, прямо не связанным с этой нормой, но сходным с теми, которые данной нормой регулируются. В некоторых отраслях (это касается частного права в широком смысле этого слова, но не только его) аналогия закона допустима. Относительно уголовного права аналогия совершенно справедливо запрещена. Предполагается, что закон формально определен, т.е. он является точным, ясным, направленным на эффективную защиту от произвольных преследований и наказаний. Если не существует нормы в УК РФ, криминализирующей некоторое деяние, то из этого следует, что данное деяние не является преступлением (вполне возможна при этом альтернативная его квалификация, например, в качестве административного правонарушения или что-то иное). Соответственно, суд не вправе в данном случае устанавливать пробел в праве и восполнять его. Только в компетенции законодателя находится восполнение пробелов в уголовном праве, и единственный способ для этого — дополнение текста УК РФ новыми статьями, новыми составами преступлений. Если бы уголовный закон применялся по аналогии, это открыло бы широчайшие возможности для злоупотреблений и многочисленных репрессий. С идеями демократии и приоритета защиты прав личности аналогия уголовного права не совместима.

Следует отметить, что запрет на применение аналогии в уголовном праве не исключает возможности судейского толкования уголовного закона. Дело заключается в том, что многие понятия УК РФ носят оценочный характер, многие нормы сформулированы в виде отсылок, не все положения взаимно непротиворечивы и т.д. В этих условиях адекватная реализация норм как Общей, так и Особенной частей УК РФ была бы невозможна, если бы полностью запрещалось судейское усмотрение, т.е. некое рациональное принятие решения в условиях сохраняющейся неопределенности. Примером здесь выступают разъяснения по вопросам судебной практики, издаваемые ВС РФ, хотя следует отметить, что судебное толкование ни на одном из уровней судебной системы не может носить расширительного характера (в противном случае мы имели бы дело с аналогией).

Комментарий к Ст. 215.3 УК РФ

1. Основной объект преступления — общественная безопасность в установленной законом сфере функционирования нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов, а также технологически связанных с ними сооружений, средств связи, автоматики, сигнализации. Дополнительный объект — интересы собственности, а также здоровье и жизнь человека (ч. 3).

2. Под магистральными трубопроводами понимаются комплекс подземных, подводных, наземных сооружений, предназначенных для транспортировки соответствующей товарной продукции от места выхода подготовленной к транспорту до мест переработки, отгрузки, потребления или перевалки на другой вид транспорта. Согласно Правилам охраны магистральных трубопроводов, утвержденным Минтопэнерго России 29.04.1992 и Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 (в ред. от 23.11.1994), в такой комплекс входят трубопроводы, установки электрохимической защиты от коррозии, линии, сооружения, устройства технологической связи, телемеханики, электропередачи, электроснабжения, дистанционного управления запорной арматурой, противопожарные, противоэрозионные, защитные средства, емкости для хранения, разгазирования конденсата, аварийного выпуска, помещения линейной службы эксплуатации, подъездные и другие дороги, вертолетные площадки, опознавательные, сигнальные знаки, очистные сооружения, насосные, компрессорные, газораспределительные, газонаполнительные станции и др.

3. Название трубопровода определяется в зависимости от названия транспортируемой продукции. По трубопроводам транспортируются нефть, природный газ, нефтепродукты (бензин, керосин, мазут, дизельное топливо и т.д.), нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин, конденсат и жидкий аммиак.

4. Объективная сторона преступления сходна с преступлением, предусмотренным ст. 215.2 УК, выражается в следующих альтернативных действиях (бездействии): 1) разрушение; 2) повреждение; 3) приведение иным способом в непригодное для эксплуатации состояние нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов, а также технологически связанных с ними сооружений, средств связи, автоматики, сигнализации.

5. Состав преступления материальный, считается оконченным с момента разрушения, повреждения, приведения в негодное состояние указанных в законе объектов, что повлекло или могло повлечь нарушение их нормальной работы. О квалификации умышленного причинения смерти или вреда здоровью, вреда чужому имуществу см. коммент. к ст. 215.2.

6. Субъективная сторона преступления (ч. ч. 1 и 2) характеризуется умышленной формой вины. О мотивах преступления, об отличии от ст. ст. 205 и 281 УК см. коммент. к ст. 215.2.

Если вред причиняется по неосторожности, то ответственность наступает по другим статьям УК. Например, Л

был осужден по ч. 3 ст. 269 УК за то, что нарушил правила безопасности при ремонте нефтепровода .
———————————
БВС РФ. 2009. N 8. С. 21.

7. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.

8. В п. п. «а» и «б» ч. 2 комментируемой статьи указаны квалифицирующие признаки, к которым относятся те же деяния, совершенные соответственно группой лиц по предварительному сговору (см. коммент. к ст. 35) или в отношении магистральных трубопроводов (о понятии и перечне см. указанные выше Правила).

9. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрены особо квалифицирующие признаки, установлена ответственность за деяния, предусмотренные ее ч

1 или повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Субъективная сторона данного преступления характеризуется двумя формами вины — умыслом на приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов и неосторожностью к наступлению смерти человека или иных тяжких последствий

Под последним оценочным понятием следует понимать причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью нескольким лицам, причинение крупного ущерба, превышающего сумму в 500 тыс. руб., срыв поставок, длительный перебой в работе трубопровода, его комплекса и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector